Техническое обслуживание.


Бесперебойная работа лифтов может быть обеспечена только при соблюдении требований к их эксплуатации, своевременном ремонте и от того, насколько качественно проведено техническое обслуживание лифтов.

Как правило, основные неисправности лифта возникают вследствие износа механических деталей и узлов, нарушения нормальной работы электроаппаратов и электрооборудования и неумелого пользования.

Преждевременный износ деталей возникает в результате конструктивных дефектов, несоответствия материалов расчетным данным, нарушения точности изготовления и чистоты обработки. Изменения в состоянии электрических контактов и механизмов, обеспечивающие безопасность пользования лифтом, могут привести к аварии и даже несчастному случаю.

Утерянные в процессе эксплуатации технические свойства лифту возвращают путем технического обслуживания и ремонта, выполняемых по системе планово-предупредительного ремонта (ППР).

Техническим обслуживанием лифтов называется совокупность мероприятий по техническому контролю за работой механизмов и аппаратов лифта, соблюдению «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» и комплексу работ, предусматривающих чистку, смазку, регулирование, наладку, профилактический ремонт и ревизию оборудования и аппаратуры лифтов, а также пуск лифтов в работу после их вынужденной остановки.

Для технического обслуживания лифтов в ряде городов созданы специализированные участки, ремонтные управления, тресты и другие организации с постоянным штатом механиков и инженерно-технических работников, а также производственные базы - мастерские или заводы.

Специализированные организации используют новейшие достижения науки и техники, передовые методы труда, научно обоснованные нормы и современную технологию ремонтных работ.

Организацию работ можно строить двумя способами. При первом техническое обслуживание лифтов проводит одна группа работников, а ремонт - другая. При втором техобслуживание и все виды ремонтов производит комплексная бригада из 2-4 человек.

Второй способ имеет преимущество, так как ответственность за бесперебойную работу лифтов и их своевременный и качественный ремонт возложена на одних и тех же людей.

Зная, что своевременно неустраненные неисправности вызовут увеличение объема ремонтных работ, члены бригады в течение всего межремонтного периода производят работы, которые облегчают их труд и сокращают сроки при проведении годового ремонта. Количество лифтов, обслуживаемых одной бригадой, определяется в зависимости от сложности их конструкции, числа этажей, интенсивности работы и отдаленности лифтов.

Техническое руководство бригадами осуществляют инженерно-технические работники.

Контроль качества технического обслуживания лифтов и ремонта осуществляют специально выделенные и подготовленные для этой цели работники. Ежегодно полное освидетельствование и испытание лифтов проводят инженеры-контролеры Госгортехнадзора. Кроме того, освидетельствование с проведением статического и динамического испытания проводят после замены кабины, канатов кабины или канатов противовеса, после замены электродвигателя па электродвигатель другой характеристики, капитального ремонта или замены лебедки, тормоза, ловителей и ограничителя скорости. При изменении электрической схемы управления или замене электропроводки цепи управления, а также при изменении конструкции концевого выключателя, дверных контактов, замков шахтных дверей, этажных переключателей или центрального этажного аппарата следует частично освидетельствовать лифт без статического и динамического испытания.

Все мероприятия, направленные на обеспечение безаварийной работы лифта, не могут полностью исключить возможности появления отдельных мелких неисправностей, вызывающих его непредвиденную остановку.